Олимпиада - для кого и как? Мнение члена жюри.

Ирина ЛипатоваСреди профессиональных конкурсов Всероссийская олимпиада педагогов начальной школы «Мой первый учитель» - новый формат. Уникальность которого в том, что участник самостоятельно выбирает ту номинацию, в которой он будет наиболее успешен и, минуя муниципальный и региональный отборочные этапы, стать участником Всероссийского финала.
Для кого этот конкурс? Для тех, кто верит в свои силы и готов развивать свой профессионализм и найти новый личный вектор развития. Для те, кто хочет проанализировать свою деятельность и взглянуть на свой опыт со стороны. Олимпиада проводится в заочно — очном режиме по трём номинациям, в которых дипломанты публично защищают своих проекты на различные темы: «Формирование основ экологической культуры младших школьников», «Перевернутый класс», «Как научить школьников читательской культуре», «Топонимическая география родного края». Будущим участникам заочного тура Олимпиады хотелось бы посоветовать хорошо продумать тему проекта. В предложенной работе должна присутствовать авторская позиция, видение и пути решения проблемы. И каждый проект должен иметь продукт, который необходимо продемонстрировать – методические рекомендации, печатные издания, видеоролики. Финалисты выступают с мастер-классом и принимают участие в публичных дебатах. Мастер-класс также лучше продумать заранее, он должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Это не фрагмент урока с учениками, который решили провести на взрослых. Примерный алгоритм проведения мастер-класса может состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель -– работа с материалом (возможно в группе) – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.
Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса. Путь принятия какого-либо решения – работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. На этом этапе происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира.
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.
Основными методическими приёмами мастер-класса являются :
• создание проблемной ситуации -это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное,
• самоконструкция (это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.),
• социоконструкция (работа в группах, причем каждой предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция)
• афиширование (представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними)
• разрыв (это- озарение, понимание. Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса.
• творческое конструирование знания рефлексия (последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы).
Это небольшие «зарисовки» организации мастер-класса. Достаточно сложного для конкурсантов испытания. Но чтобы справиться, нужно «потренироваться на коллегах» в родном регионе и выбрать свою траекторию построения этого конкурсного задания.
Публичные дебаты - последнее конкурсное испытание. Многие конкурсанты считают его самым сложным. В социальных сетях промелькнуло мнение, что лучше на этом этапе продолжать говорить о своих проектах. Но тогда трудно будет понять общий педагогический кругозор участника. Умение слушать и слышать коллег, умение формулировать свою мысль. Опасаться испытания не стоит - вы лучшие, вы первые и вы – профессионалы!
Ирина Липатова, директор «Информационно-методического центра» Центрального района Санкт-Петербурга, член жюри Олимпиады

Новости

Расписание Skype собеседования

Выкладываем расписание Skype-собеседования.

Заседание Оргкомитета Олимпиады

На заседании Оргкомитета Олимпиады утверждены : состав жюри третьего тура Олимпиады и список специальных призов. Документы

Нижний Новгород ждёт...

...финалистов олимпиады «Мой первый учитель», организаторов, членов жюри. И не только!
читайте в номере № 30 газеты "Мой Профсоюз"