Олимпиада - для кого и как? Мнение члена жюри.

Ирина ЛипатоваСреди профессиональных конкурсов Всероссийская олимпиада педагогов начальной школы «Мой первый учитель» - новый формат. Уникальность которого в том, что участник самостоятельно выбирает ту номинацию, в которой он будет наиболее успешен и, минуя муниципальный и региональный отборочные этапы, стать участником Всероссийского финала.
Для кого этот конкурс? Для тех, кто верит в свои силы и готов развивать свой профессионализм и найти новый личный вектор развития. Для те, кто хочет проанализировать свою деятельность и взглянуть на свой опыт со стороны. Олимпиада проводится в заочно — очном режиме по трём номинациям, в которых дипломанты публично защищают своих проекты на различные темы: «Формирование основ экологической культуры младших школьников», «Перевернутый класс», «Как научить школьников читательской культуре», «Топонимическая география родного края». Будущим участникам заочного тура Олимпиады хотелось бы посоветовать хорошо продумать тему проекта. В предложенной работе должна присутствовать авторская позиция, видение и пути решения проблемы. И каждый проект должен иметь продукт, который необходимо продемонстрировать – методические рекомендации, печатные издания, видеоролики. Финалисты выступают с мастер-классом и принимают участие в публичных дебатах. Мастер-класс также лучше продумать заранее, он должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Это не фрагмент урока с учениками, который решили провести на взрослых. Примерный алгоритм проведения мастер-класса может состоять из следующих компонентов: выделение проблемы – панель -– работа с материалом (возможно в группе) – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.
Панель – это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, для решения которой и проводится мастер-класс. В ходе обмена мнениями у участников мастер-класса могут возникнуть мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение. Тем самым происходит уточнение и корректировка формулировки проблемы мастер-класса. Путь принятия какого-либо решения – работа с предложенными материалами: текстом, литературой, документами, красками, звуками, природным материалом, моделями, схемами и т.д. На этом этапе происходит превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение необходимой информации. Затем последует создание своего текста, рисунка, модели, схемы, закона, мира.
Мастер-класс - это оригинальный способ организации деятельности педагогов при участии Мастера, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.
Основными методическими приёмами мастер-класса являются :
• создание проблемной ситуации -это может быть задание вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное,
• самоконструкция (это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.),
• социоконструкция (работа в группах, причем каждой предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция)
• афиширование (представление результатов деятельности участников мастер-класса и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений и др.) и ознакомление с ними)
• разрыв (это- озарение, понимание. Понимание различное: себя, других, приема, метода, технологии. Разрыв — это внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником. Это то, что в других формах трансляции педагогического опыта преподносится учителю, а здесь он запрашивает сам, ищет самостоятельно, иногда с помощью Мастера, коллеги, участника мастер-класса.
• творческое конструирование знания рефлексия (последний и обязательный этап — отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы).
Это небольшие «зарисовки» организации мастер-класса. Достаточно сложного для конкурсантов испытания. Но чтобы справиться, нужно «потренироваться на коллегах» в родном регионе и выбрать свою траекторию построения этого конкурсного задания.
Публичные дебаты - последнее конкурсное испытание. Многие конкурсанты считают его самым сложным. В социальных сетях промелькнуло мнение, что лучше на этом этапе продолжать говорить о своих проектах. Но тогда трудно будет понять общий педагогический кругозор участника. Умение слушать и слышать коллег, умение формулировать свою мысль. Опасаться испытания не стоит - вы лучшие, вы первые и вы – профессионалы!
Ирина Липатова, директор «Информационно-методического центра» Центрального района Санкт-Петербурга, член жюри Олимпиады

Новости

Вебинар Олимпиады «Номинация предметная образовательная деятельность»

17 февраля состоялся вебинар Олимпиады «Номинация предметная образовательная деятельность» смотрите материалы ЗДЕСЬ!

Очный тур

Очный тур Олимпиады лауреатов 2020 года состоится в Нижнем Новгороде с 22 по 25 марта 2021 года

Вебинар "Мой первый учитель"

3 февраля в 16.00 состоится вебинар Всероссийская Олимпиада "Мой первый учитель" как форма повышения квалификации педагогов и психологов»